Восемь колёс о семи странах

Однажды в феврале мне приснилась Дания. Просто приснилась  как есть: вся в тёмном кирпиче, строгая, серонебая, готическая и немного сказочная… В общем захотел я туда до боли. Три недели сидения  в сети,  собирание информации, прокладка маршрута, бронирование гостиниц, внимание рассказам друзей об их поездках по Европе… И вот решение принято.

Путешествие на автомобиле для инвалида на коляске как и для здорового человека — большое приключение. Для колясочника это ещё и поиск «особых» мест. Как ни удобна безбарьерная среда на Западе, а отбора ночлежек с пандусами и широкими дверями не избежать. Наше же путешествие по Северной Европе было ещё особенно и тем, что мы были ориентированы на детскую программу — парки-карусели и прочее.

Маршрут был такой: Дом-Вильнюс-Рига-Паром-Стокгольм-Оденс-Гамбург-Варшава-Дом.

В Риге мы должны были оказаться в 15 часов — за 2 часа до посадки на паром до Стокгольма, потому «лететь» в первый день 700 км, учитывая неопределённость времени на границе, мы не стали. Превращать пусть и активный отпуск в гонку совсем не хотелось. Потому запланировали на 1-й день пересечение границы, ночёвку в Вильнюсе, а назавтра, не торопясь, ехать до Риги и уже загружаться на плавсредство.

Итак, утром 5 августа мы втроём — я, жена и сын — выдвинулись в сторону Прибалтики. Граница пройдена сравнительно быстро — благо на том погранпереходе можно было встать впереди очереди и, пользуясь значком «инвалид» избежать долгого стояния на жаре, которую я как многие люди в коляске не переношу органически. Потому и маршрут  был выбран северный.

01

02

03

Пока стояли в ожидании пропуска, к нам четвёртым пассажиром попросилась тренер сборной по гребле из Молдавии. Их бус был переполнен и могли возникнуть проблемы на таможне. Мы её взяли, попутно узнали массу интересных историй из жизни спортсменов. Помочь человеку перейти границу, не дав отстать от команды, мы решили, станет для нас хорошим знаком — залогом успешного путешествия.

04
Так и оказалось — никаких серьёзных проблем в дороге ни с автомобилем, ни с нами, слава Богу, не произошло. К слову, об авто. Именно с ним были связаны мои опасения — всё же 19 лет машинке как-никак, а длина маршрута 3500 км… Перспектива чиниться в дороге, учитывая немалые цены на сервис в Европе, не радовала, к тому же были забронированы часть гостиниц и терять деньги  не хотелось совсем (не все брони были с «бесплатной отменой»). Но, к чести создателей американской «Хонды Аккорд», машина не подвела ни разу! Летела по автобанам, как милая. Ура японскому автопрому!
Итак, граница пройдена, Вильнюс перед нами.

05_

06
Гостиница Вильнюса тихая, удобная и просторная. Стоянка во дворе бесплатная — входила в стоимость. Вставив в мобилы новые евро-симки, закупившись необходимым  и отдохнув ночь, утром стартовали в Ригу.

07_

08

Мост через Даугаву, простор и хорошая погода создавали отличное настроение путешествия, к тому же впереди было то, чего не испытывал из нас никто — плавание по морю на огромном пароме! Вот и Он.

Загрузка была немного утомительная: погрузить 200-300 машин и 2000 пассажиров дело небыстрое. Снова жара (надежды на прибалтийскую прохладу не оправдались), но на борту в просторной каюте на троих, естественно с удобствами для коляски, было совсем не жарко и я снова «ожил». Неудобство при погрузке было в том, что автомобили паркуют на автопалубе очень плотно, что затрудняет вылезание из машины. Но лифт на той же палубе это подарок — сразу оказываешься на своём этаже.

09_

10

11_

12
Когда отплывали  близко, на уровне верхних палуб сделал крутой вираж мотодельтаплан — мы решили, что это приветствие от латышей тем, кто отбывают в морской круиз.

Конечно, ежедневное круглогодичное хождение паромов по Балтике — рутинное мероприятие и «морским круизом» не назовёшь. Но не для нас… Мы испытали шок как от размеров нашей «Изабеллы», так и от настоящего города внутри неё: бары, магазины, детские площадки, ночной клуб, лифты и т.п. И везде есть доступ для коляски.

13

14_

15_

16

17_
К слову, когда просят рассказать о безбарьерной среде в Европе, сей «рассказ»  укладывается в два слова: Всё Доступно. Точка. Не о чем говорить! Найти недоступный бордюр или магазин — это надо постараться…

Утром, часов в 6, когда мои ещё спали, я выехал пофотать восход на Балтике. Это что-то! Ещё запомнились две большие собаки, которых вели в туалет, специально предусмотренный на борту(!).

18

19

20

21
Кстати, кроме кают для человека на коляске, на пароме всегда есть каюты для пассажиров с животными и для аллергиков. Цивилизация, как говорится, в мелочах.

Подплывает паром к Стокгольму часа три, ювелирно лавируя между живописными островами и скалами.
В Стокгольме гостиницу бронировал прям в порту — красиво, близко, а главное город — рядом. Поскольку заселение только с 15 часов, а прибыли мы в 11 утра, то, убедившись на рецепшине в оплаченности наших 2-ночей, мы двинулись в центр города.

22

23

24

25
Очень удобно, что значительная часть развлекательно-музейного содержимого Стокгольма расположена на одном полуострове. Там же -главный парк аттракционов GronaLund. Первый музей — Аквария — рыбы, растения, северная морская экзотика. Просто, по-скандинавски сдержано, при этом  доступно, всё кроме второго этажа, о чём меня на входе любезно предупредила девушка-билетёрша. Про удобство оплаты кредиткой говорить нечего — ноль забот о сдаче и курсе валюты.

Недавно на том же полуострове открыли музей легендарной шведской четверки АВВА, куда мы с женой — оба музыканты по профессии — не моги не заглянуть. Очень современно, интерактивно. Можно спеть, поиграть на инструментах, потанцевать будто в одеждах участников квартета, с ними же — в виде голограммы,  побыть инженером сведения треков, прикоснуться к микшеру, на котором они записали несколько хитовых альбомов — супер в общем. Про доступность музея — см. «два слова» выше.

26

27

28

29

30

31
Первый вечер мы так и провели на этом чудо-острове, уютная бухта с яхтами, воздушные шары где-то вдали, запах барбекю, тишь и благодать…

Второй день — аттракционы. В парк приехала группа колясочников — человек 20.  Я стоял в центре площади и как-то автоматически ребята собрались вокруг меня. Было забавно оказаться «шведом под Стокгольмом» — своим среди…других. То, что я иностранец наверняка выдала моя коляска отечественного производства. Вся группа была, естественно, на «Пантерах» — флагмане шведского инвапрома. Видел и специальные автобусы-такси, на которых приехали колясочники — опускающийся задний мост и небольшой пандус.

Практически все аттракционы доступны инвалиду. Запретов нет.  Вопрос прокатиться или нет решает сам человек, исходя из самочувствия. Забегая вперёд скажу, что в крупнейшем парке под Гамбургом есть ряд запретов для катания инвалидов на некоторых супер-горках.

32

33
Невозможно быть в Стокгольме и не увидать королевского центра города — дворца на острове со старыми улицы и высокими домами. Строго, сдержано, красиво  и снова дождливо. Дождик начинался медленно, нудно, перейдя через час в серьезный поток. Мы, оставив машину на стоянке у Королевского Дворца и, опрометчиво не взяв куртки, промокли до нитки. Но какая ж там красота! Улочки, булыжник под колёсами, магазинчики, высокие серо-коричневые дома. Булыжник, к слову, не самое лучшее для колясочника покрытие, но с моей командой ничто не страшно!

34

35

36

37

Затарившись сувенирами , мы отправились на поиски стоянки, ведь пока ходили по острову, слегка заблудились в средневековых лабиринтах. По пути перехватили чай-кофе, чтоб не подхватить простуду.

Ещё о погоде. Начиная со Стокгольма жары больше не припомню — Гольфстрим и северные ветра создают комфортную погоду, иногда правда занудно-дождливую. Но на этот случай предусмотрительные шведы носят с собой лёгкие плёночные мини-плащи. Помещается в карман. Отличный способ быть всегда на чеку.

Конечно, мы не увидели и пятой части возможного: Globo- спортивно-концертный зал в виде огромного шара с  передвижной обзорной кабинкой наверху, технологический музей, музей Vasa, музей героев сказок Линдгрен, выставку знаменитого шведского хрусталя, настоящий ледяной ресторан в центре столицы и красивую стокгольмскую подземку.  Но, видимо, всё это в «следующий раз». Тем более, тратиться в первые дни путешествия не принято — впереди ещё вся дорога.

Что такое европейский автобан знают все, кто ездил. Из плюсов скорость и комфорт. Из минусов  — толком не видишь страны. Всё мелькает. Потому остановка в провинциальном Йёнчёпинге была шансом увидеть страну слегка изнутри.  Этот город стоит на берегу огромного озера и когда подъезжаешь к нему, минут 15 едешь вдоль набережной. Впечатляюще!

В поисках приличного питания набрели на… аквапарк. Сытно и недорого.

Вторым «хождение в народ» была вынужденная поездка по второстепенным дорогам Швеции. Километров 50 ехали мимо уютных ферм, полей и лугов — южная Швеция гораздо богаче растительностью, чем северная. А съехали с автобана из-за ремонтов трассы, которых на всём пути было немало.

Следующая остановка — Мальмо. Этот город посещал полвека назад сам Гагарин, когда путешествовал по миру, став суперзвездой мирового масштаба, первым из землян побывавший в космосе. Ещё в 2013 году в Мальмо прошло Евровидение. Город стоит на берегу Эрессундского пролива, за которым уже Дания. Уютный парк  с мини-зоопарком, где дети по расписанию ухаживают за кроликами и т.п. Если люди уезжают в поездку, то своё домашнее животное можно на время отдать в такой зоопарк — удобно, детям забава, а зверью — забота.

38

39
Большая мечеть в центре парка… Вообще, заметное число приезжих с Востока в Скандинавии бросилось в глаза ещё 10 лет назад, когда я был в Норвегии. Но мечеть в небольшом парке…словом, толерантность и мультикультурность — штуки гибкие и находчивые. По этой же причине почти все недорогие пиццерии и кафешки, что встретились нам на всём пути, в руках «южных товарищей».

Люди сидят на газонах — типичная картина в парке. Нам, приученным «газоны не топтать» видеть это было не привычно.

Наконец большой вантовый мост через Пролив Эрессунд. Высота главного пролёта больше 50 метров. Красиво, просторно. Под автомобильным полотном — железная дорога. Где-то на полпути стоит знак — уже Дания. Дальше мост уходит под воду и «выныривает» у самого аэропорта Копенгагена. Всего около 17 км. До открытия в 2000- м  году переправа была паромная. Теперь — нажал на газ и мигом на той стороне. Правда за 40 евро, которые платишь на въезде.

40

41
Следующий мост, тоже не бесплатный, но почти такой же большой и красивый как первый, привёл нас наконец на остров Фюн, в городок Нюборг — место следующего ночлега. Вообще мы планировали остановиться в 30 км от Нюборга в столице острова — городе Оденсе. Но, кто знает немалые цены на отели в Скандинавии (и вообще скандинавские цены — кусачие), тот меня поймёт. Нюборгский отель был к тому же живописно расположен на берегу пролива Большой Бельт.

Уже проезжая мимо аккуратных домиков Нюборга, мы поняли, что попадаем если не в Андерсеновскую сказку, то в её предисловие точно. А когда дама на рецепшине сказала, мол «заплатите потом» и «паспорта не нужны, это же Дания!» — мы окончательно поняли, что где то не на земле находимся. Большая, тихая, уютная гостиница с фонтанчиком во дворе, большим окном и балконом — это всё что нужно путешественнику после 11 часов за рулём и 800 км пути за плечами.
На утро — Оденс. Музей Ганса Христиана — это его настоящий родной дом, который сохранили в старой части города среди таких же домиков образца 19 века и пристроили к нему современное здание музея. Можно побывать в комнатах, где он жил, посидеть на кровати, где спал, потрогать инструменты его отца — простого сапожника. Три раза в день на сцене у музея даётся получасовой бесплатный концерт, где герои поют (вживую!), показывая коллаж из его известнейших сказок.

Всё в городе, особенно вблизи музея, пропитано великим писателем: то оловянный солдат вырастает посреди тротуара, то сам Андерсен «предлагает» с ним посидеть на лавочке.

42

43

44

45
Остановились возле цветочного магазина. Высокий порог. Я зезжать не собирался, но тут выбежал продавец — он увидел меня через открытую дверь — и постелил пандус! Пришлось заехать. Нечего сказать, сказка да и всё…

На следующий день нам предстояла недолгая поездка в Гамбург — всего 300 км. Времени было достаточно, поэтому, высмотрев в Гугле старую крепость неподалёку, мы оправились туда. В саму крепость-музей я  подняться не мог — очень высокие ступени, зато вход был туда абсолютно бесплатный! Жена моя — ценительница  истории — пропадала с фотоаппаратом там наверное часа два. За это время я смог вдоволь насладиться тишиной и спокойствием воскресного дня в датской провинции, а Саня наш пас уток в пруду)

46

47

Ещё один мост — и мы попали в континентальную Данию. Остановка в Кольдинге у большой мельницы, Макдональдс и прямиком в Гамбург.

Надо сказать ветра дуют в Дании нешуточные, даже нашу приземистую Хонду местами кидало в сторону на трассе. Не зря  мы видели на пути так много ветрогенераторов.

И вот Германия. Еду 130-140 км/ч. Меня, будто стоячего, обгоняют две Ауди — на этом участке нет ограничений по скорости!

Гамбург — это крупнейший европейский порт, старый промышленный город  с более тысячей мостов, миллионом машин и людей. Наш отель в самом центре Гамбурга позволил нам пешком обойти массу мест.

48

49
Музей миниатюр. Потрясающие мини домики, машинки, люди, целый аэропорт со взлетающими самолётами, порты с плавающим судами. Живописные фрагменты Европы и США целиком! Кажется, что это по большей части для детей… Где там?! Взрослых не оторвать! Все эти живые экспозиции занимают два этажа.

Каждые 15 минут наступает «ночь» на 5 минут. Управляет этим всем несколько человек в специальном пункте с мониторами. Немецкая точность и отлаженность во плоти!

50

51

52

53

 

Музей расположен в старом портовом здании с высоким цоколем. Поэтому лифты, подъёмник для коляски , вежливый персонал, которого не надо долго искать и просить, прилагаются.

На следующий день мы отправились на родину становления «Битлз» — в те места и на те улицы, где стоят бары и клубы, в которых молодые «Битлз» нашли своё звучание, свои причёски и сформировали свой неповторимый стиль, с чем и покорили потом весь мир. Место это находится на известной «миле греха» — улице Репербан. Это вечером там с ребёнком делать нечего — гейклубы, дома со специфическими услугами на любой вкус. А утром в 10 тишина и покой. Музей «Битлз», к сожалению, недавно закрыли из-за проблем с финансами, но мы набрели на дверь с их фото и надписью, что «они тут жили в 1960-м».

54

55

Затем попали в потрясающий магазинчик всякого копеечного сэконда, он патефонов до кукол — настоящая мекка для туриста. Продавец — весёлый бородач, снимал нам с полок всё, что мы просили, пока наши пакеты не заполнились до отказа.

56

57

Довольные мы отравились в Аквапарк. Он, разумеется, был доступен и для меня, так что мы здорово все отдохнули. Ужин решили сделать в Гамбургском аэропорту с видом на взлетающие в закат самолёты. Благо есть смотровая площадка для любопытных, вроде меня.

Про шопинг накануне отъезда сказать нечего, кроме того, что недорогой немецкий бренд позволял купить не только «то, что есть», но и то, что действительно нравится, хорошо смотрится и, главное, любых размеров!  При этом магазин не пришлось искать на задворках  города в тёмных районах (как однажды в Голландии), этот магазин стоял на одной улице со Swarovski и CalvinKlein. За стоянку больше 3-х часов нам на стекло прицепили бумажку. Но назавтра была дорога домой и разбираться что к чему не было  времени. Что там было написано, толком не поняли даже на рецепшине. В общем, прощай Германия!

58

59

60

61

О еде в дороге разговор особый. Обычно так: утром — оплаченный завтрак в отеле, а днём — пиццы, бутеры и фри. Поэтому, проезжая Берлин и увидев нормальное меню в одном из кафе, мы с радостью накинулись на родную картошку и солянку. И поняли, что дом уже недалеко…

Гостиница в Варшаве неприятно удивила тем, что номера на троих с удобствами для коляски есть лишь на втором этаже, хотя при бронировании я как обычно указал на коляску. И нет лифта. Проехав больше 800 км, искать новую гостиницу не хотелось. Выход был найден: нам дали два номера на первом этаже со всеми удобствами и по цене одного трёхместного.

Польско-белорусская граница обескуражила тем, что у поляков ни инвалиды, ни семьи с малыми детьми преимущества не имеют, несмотря на жару и большую очередь. Стоят все. Благо получилось не долго.

А дальше  — наши «дороги», и дом. Меня никогда не бросало в депрессию по приезду из зарубежных поездок. Мол там «рай», а тут — не совсем. Туризм есть туризм, а дом есть дом. Есть чему поучиться на западе, подсмотреть, расширить кругозор, а главное — набраться впечатлений и положительных эмоций, чтобы было, что вспомнить и рассказать.
Всем увлекательных поездок и благополучных возвращений.

Алексей Сушенцов

comments powered by HyperComments
Виктор
2014-06-11 10:53:48
Алексей молодец и дальше приятных путешествий.
Наталия
2014-06-11 12:01:36
Вы молодец! Посмотрела фото и самой туда захотелось) А если не секрет, во сколько Вам обошлась поездка?
alex_xix
2014-06-11 14:03:55
Спасибо удовольствие не из дешёвых. Паром дорогой, цены в Скандинавии тоже хороши) без 3000 долл. лучше не пытаться. если шопинг - ещё больше.
Филимон Грач
2014-06-11 15:33:50
толковый репортаж, грамотно всё оформлено...ещё одна грань, так сказать! сбрось инфу, как сделать также, или хотя бы просто текст? Дрон Аносов
alex_xix
2014-06-12 08:40:24
спасибо. как только... так и в путь)
Мурка
2014-08-07 15:24:07
Герой!!! Респект! Я в восторге от автора. Каждому здоровому бы столько энтузиазма и позитива!(:smile:) А то народ только и научился что ныть и просиживать штаны в кресле.